Способность человека к мышлению, позволяющая успешно выживать в борьбе за существование, делать научные открытия, осознавать себя и окружающий мир особым образом всегда интересовала психологов. Рефлексия в психологии – это понятие, описывающее сложные мыслительные процессы, попытка проникнуть в человеческую душу.

Что такое рефлексия

Слово рефлексия или «рефлексус» в переводе с латыни означает внутреннюю часть морского залива, которая отражает волны. Человек проявляет себя как личность, когда живет в осознанном режиме, применяет рефлексию.

Интересно, что ударение в слове на предпоследнюю гласную «и» (рефлексия) поставлено намеренно, чтобы отличить его от другого понятия в психологии с подобным звучанием (рефлекс). Изучением рефлексов занимался русский ученый И. П. Павлов. Он создал учение о высшей нервной деятельности, основанное на физиологических особенностях нервной системы. Чтобы подчеркнуть, что определение рефлексии относится к психологическим, а не физиологическим процессам, и был сделан перенос ударения.



Определение термина в психологии

Рефлексия – базовый навык практической психологии. Это важное умение, которое отличает человека от животного, первый не только умеет получать информацию, но и оценивать её.

Этот феномен известен человечеству с древних времён, но само понятие используется относительно недавно.

Разные философы и учёные пытались найти подходящие слова для этого процесса, называя его по-разному:

  • Аристотель – «мышление над мышлением»;
  • Фома Аквинский – «понимание внутреннего слова»;
  • Декарт – «свойство рациональности сознания».

Первый раз понятие рефлексии встречается у Джона Локка. Он описывал его образно, будто в сознании большого человека сидит маленький человечек, и наблюдает за ним. В этом представлении задается ряд важных моментов, которые свойственны рефлексии как психологическому инструменту.

Происходит несколько поэтапных процессов:

  • фиксация ситуации;
  • сравнение;
  • различение, которое протекает в знаковой форме.

Можно увидеть внутренне ситуативное раздвоение, когда человек сам за собой наблюдает. Это сложный процесс, который требует различения наблюдаемого факта и собственной интерпретации. Чтобы нечто стало предметом рефлексии, его необходимо объективировать, вынести за рамки субъективного. Когда внутреннее ощущение становится предметом размышления, подвластным управлению, действует механизм рефлексии.



Виды и формы

В зависимости от обстоятельств, которые сопровождают взаимодействие личности с внешним миром, можно говорить о таких видах рефлексии:

  • физической;
  • интеллектуальной;
  • сенсорной;
  • духовной.

Существуют две формы рефлексии: внутрисубъектная, межсубъектная. Последняя осуществляется только на 3 уровнях – физическом, интеллектуальном и сенсорном. Духовная рефлексия может быть только внутрисубъектной.

В детстве легче формируется межсубъектная рефлексия. Когда дети могут совместно анализировать определённую проблему, процесс общего размышления дается легче. Внутрисубъектная рефлексия – это умение осознанно регулировать свое поведение и поступки, оно формируется в старшем подростковом возрасте.

В психологии выделяют 3 направленности феномена:

  • ретроспективная рефлексия, которая связана с прошлым опытом;
  • ситуативная, она обращается к данной ситуации, возможностям использования прошлого и настоящего опыта в данный момент;
  • проспективная  рефлексия или осознанное планирование.

У ребенка доминирует интерес к окружающему миру. В старшем подростковом возрасте возникает интерес к собственной личности. Многое зависит от культуры социума, в котором человек живет. Если нет условий, благоприятных для развития личностной рефлексии, то самосознание остается на низком уровне.



Проявление в детском возрасте

Во время обучения ребенка чему-то новому важно его увлечь. Но чтобы эта увлеченность стала значимым опытом, а не просто интересным эмоциональным событием, которое потом легко забывается, нужна рефлексия. Важно знать, как её организовать, когда совершить остановку, что предложить ребенку.

Необходимо дать краткую, понятную, однозначную фиксацию, объяснив, в чём суть проблемы, для чего нужна остановка. Например, у ребенка, который учится во 2 классе, навыки чтения и письма ещё не доведены до автоматизма. Для него это сложный процесс, который требует полной погружённости, поэтому фиксация на значимых тезисах текста с их записыванием будет неэффективной. Лучше использовать цветные, наглядные иллюстрации и вопросы по тексту.

Чтобы ребенок научился планировать, оценивать результаты своей интеллектуальной работы, выбирать оптимальную стратегию самообучения, его нужно научить мыслить, показывая на практике примеры рефлексии. Развитию феномена способствуют вопросы, направляющие внимание ребенка на то, каким образом совершается что-то.

В зависимости от адресата, они пошагово развивают возможность рефлексивной практики. При этом нужно учитывать возраст ребенка и навык, который у него находится на уровне автоматизма (он может быть подвергнут рефлексии).

Поведение личности в обществе



Фактором, способствующим запуску рефлексии, является непреодолимое препятствие на пути движения к цели.

Например, человек начинает дёргать дверь, и не может её открыть, потому что она открывается в другую сторону. Осознание проблемы и временная остановка деятельности – первое основание к началу процесса рефлексии.

Во время остановки (фиксации) происходит всесторонний анализ проблемы с выдвижением различных гипотез: «Дверь не открывается, потому что она заперта или нужно толкнуть её в другую сторону». Затем идёт проверка на практике теоретических предположений.

Интроверты более склонны к самоанализу и рефлексии. Но развить это полезное умение в себе может каждый. Умение осознавать различные аспекты своей личности и явлений действительности делает человека успешным, независимым и целеустремленным.



Примеры из жизни

Чтобы понять, чем полезна рефлексия, нужно рассмотреть сферы жизни, которые попадают под её влияние. Перечисленные понятия относятся к личности человека, его внутренней сущности, но непосредственно влияют на возможность действовать в социуме.

Мысли – это главные сущности внутреннего мира, их поток может перекрывать сознание. В то же время – это важный инструмент деятельности, который может отсутствовать в нужный момент. Умение контролировать собственные мысли очень важно для поддержания работоспособности.

Ощущения тела позволяют судить о состоянии здоровья и психики. Правильно интерпретируя их, человек может заняться профилактикой заболеваний. Ориентируясь на свои ощущения, ему легче выбрать оптимальный режим существования – активный либо энергосберегающий.

Эмоции – подсказки, которые говорят о происходящем внутри и в окружении человека. Если нет понимания себя, возникает нервное истощение, скандалы, болезненные состояния. Понимание своих эмоций является частью успешной деятельности.

Проблемы. Это неприятные события или отношения, для преодоления которых не хватает знаний или сил. Отслеживание проблемных моментов позволяет вовремя найти правильное решение, которое способствует экономии сил и достижению успеха в короткие сроки.

Когнитивные искажения приводят к искажению мышления. Они автоматизируют ежедневную работу, но мешают в решении нестандартных задач. Важно уметь контролировать и вовремя менять свой стиль поведения.

Рефлексия ресурсов. Сложности возникают, когда имеющихся ресурсов недостаточно для начала нового дела или решения проблемы. Сознательное умение оценивать и пользоваться своими ресурсами важно для успешного человека.

Психологические защиты – особые свойства психики, которые помогают снизить накал эмоций, воздействие извне. Они уменьшают напряжение, но и снижают объективность. Незнание своих защитных особенностей приводит к конфликтам с окружающим миром.

Рефлексия потребностей. Понимая свои потребности, можно увидеть цель. Приближение к цели или даже движение по этому пути приносит человеку ощущение счастья и процветания. Если понимание потребностей с учетом ресурсов отсутствует, возникает депрессия. Правильная социальная рефлексия дает возможность максимальной самореализации.



Рефлексия, как стиль жизни

Следует выделить конкретные моменты, когда использование рефлексии максимально эффективно.

Существует 4 наиболее актуальные точки для рефлексии:

  • любое начинание для успешного воплощения требует осознания, необходимо подключать рефлексию мыслей и чувств;
  • преграды, которые отнимают значимое количество сил или загоняют в депрессию, требуют анализа проблем и когнитивных искажений;
  • личные и рабочие конфликты, для их решения необходимо отслеживать психологические защиты, потребности и эмоции;
  • истощение, усталость, депрессия, невроз зависят от того, насколько точно человек может отслеживать состояние своего физического тела, потребности и ресурсы.

Находится в постоянной рефлексии невозможно, это очень утомительно. При попытках длительно использовать это ценное умение человек будет переходить в привычный режим мышления незаметно для себя.

Рефлексия дает такие преимущества в жизни:

  • эффективное достижение цели;
  • понимание и устранение ошибочного мышления и действий;
  • здоровое тело и дух.

Важно уметь применять умение анализа к конкретным аспектам жизни. Нужно выбрать те направления рефлексии, которые являются наиболее актуальными на данный момент, соответствуют настоящей жизненной ситуации. Полезно последовательно развивать рефлексию всех видов для повышения эффективности жизни начиная с детского возраста.



Пожалуйста, поделитесь материалом: