Фрустрация в психологии — это эмоциональное состояние, при котором человек, сталкиваясь с непреодолимыми внешними или внутренними трудностями, получает серьезное препятствие для достижения желаемых целей. Неудовлетворенная потребность вызывает комплекс негативных переживаний, впоследствии приводящих к дезорганизации поведения. В тяжелых случаях подобное состояние провоцирует неадекватные эмоциональные реакции и невротические расстройства.
Содержание материала:
Что такое фрустрация простыми словами
Дословный перевод термина «фрустрация» с латыни — «обманутые ожидания», и такая формулировка как нельзя лучше характеризует данное состояние. Обычно период фрустрации наступает после того, как человек длительное время находится в состоянии ожидания или предвкушения некоего события, которое имеет для него значение, но под влиянием различных факторов оно не происходит.
Выражаясь простыми словами, это состояние разочарования и подавленности, а также отсутствие внутреннего удовлетворения, вызванное несбывшимися ожиданиями и неоправданными надеждами. Такая ситуация является гораздо более серьезна, чем может показаться на первый взгляд.
Определение термина в психологии
Определение фрустрации в психологии — это негативно окрашенное состояние человека, возникшее в результате отсутствия соответствия желаний реальным возможностям. При этом существуют препятствия для достижения заявленных целей, что классифицируется большинством психологов как травмирующая ситуация.
Когда личность находится во фрустрированном состоянии, возникает ряд эмоций и переживаний, таких как разочарование, подавленность, тревога, а в некоторых случаях даже отчаяние.
Согласно мнению психоаналитиков, фрустрация имеет большое значение в формировании эго (осознаваемой психологической сущности), поэтому методики, направленные на искусственный вызов эмоций подобного спектра под контролем врача, являются одним из методов терапии неврозов в психоанализе. Широко распространено мнение, что патологической фрустрацию можно считать только в момент превышения определенного порога интенсивности развития, а в более легкой вариации это можно считать нормальным фактором формирования личности.
Разновидности
Существуют различные классификации фрустрации, одна из которых основана на механизме возникновения такого состояния.
Внешняя фрустрация вызывается некими обстоятельствами, которые проявляются извне, когда на ситуацию воздействуют факторы, неподвластные изменению со стороны самого человека. При этом субъект может прямым или косвенным образом спровоцировать возникновение такой ситуации либо стать только жертвой обстоятельств. К примерам внешней фрустрации можно отнести финансовые сложности, увольнение с работы, расставание с близким человеком, смерть родственника, тяжелую болезнь и т. п.
Внутренняя фрустрация провоцируется за счет неблагополучного психологического состояния личности. Ее может вызывать неуверенность в себе, страх или тревожность.
Впоследствии человек входит в замкнутый круг, приводящий к тяжелым последствиям, таким как депрессия и неврозы. А также источником внутренней фрустрации может стать противоречивость поставленных целей.
Согласно теории американского психотерапевта С. Розенцвейга, можно выделить три вида фрустрации на основе различных переживаний:
- Связанные с лишением, когда для достижения цели отсутствуют средства. Пример: мучительный голод при отсутствии возможности добыть пищу.
- Спровоцированные потерями. В качестве примера можно привести смерть близкого человека.
- Основанные на наличии внутреннего или внешнего конфликта. Пример: любовь к замужней женщине.
Психические состояния и цепочки реакций в случае лишения, потери или конфликта будут отличаться. Разумеется, необходимо учитывать личностные особенности каждого субъекта: в зависимости от них состояние может варьироваться.
В отдельную группу можно выделить упомянутую выше контролируемую фрустрацию. Это терапевтическое состояние, используемое в психоанализе, при котором врач прорабатывает с пациентом сложные моменты для облегчения формирования защитных реакций и выявления причин невротических расстройств.
Причины и признаки развития
Можно выделить список причин возникновения фрустрационного состояния, которые встречаются чаще всего:
- Стресс. Нервное напряжение возникает из-за комплексного влияния множества раздражающих факторов – как мелких, так и довольно серьезных. Со временем, когда количество событий, провоцирующих стресс, начинает превышать возможности защитных психических механизмов личности, возникает фрустрация или невроз.
- Внутренние проблемы. Повышенный уровень тревожности, наличие комплексов, неуверенность в себе – все это мешает человеку достигать поставленных целей и тормозит его личностное развитие. В итоге это приводит к неизбежному состоянию фрустрации, когда стремление к получению нового опыта затруднено внутренними переживаниями.
- Непреодолимые сложности. В отличие от множества окружающих нас мелких стрессовых факторов, всегда существует риск столкнуться с серьезными обстоятельствами непреодолимой силы: болезнь, зависимость, ограничение свободы, стихийные бедствия и пр. Такие причины вызывают развитие состояния фрустрации очень быстро.
В целом все причины можно разделить на три основные группы: биологические (связанные с состоянием организма индивида), психологические (любые внутренние конфликты, тревоги и т. п.) и социокультурные (запреты, нормы морали, табу, которые входят в противоречие с личными убеждениями).
У каждого человека реакция психики происходит на основе индивидуальных особенностей, сложно вывести единый шаблон ответа на негативные реакции извне.
Однако основные признаки, указывающие на фрустрированное состояние человека, можно выделить следующие:
- ощущение безвыходности, отчаяния, невозможности самостоятельно решить возникшую проблему;
- повышенный уровень тревожности, волнение по поводу незначительных факторов, не касающихся основного вопроса;
- раздражительность, злость и агрессия, зачастую направленные на себя или окружающих;
- проявление неконструктивного поведения (уход в себя, замкнутость, возникновение зависимостей или саморазрушение).
Если фрустрация еще не достигла того уровня, когда оказывается ярко выраженное негативное влияние на психику, то признаки могут быть сглаженными, неявными, выраженными в общей подавленности и легкой раздражительности, с которыми довольно просто справиться, хотя бы на некоторое время. Однако если обозначенные выше симптомы становятся заметны для окружающих и вносят явный дисбаланс в нормальное существование человека, то стоит обратить на это внимание и по возможности обратиться за помощью к специалисту (клиническому психологу или психотерапевту).
Важно отличать фрустрацию от более тяжелых состояний, таких как депрессия. В случае возникновения фрустрированного состояния человек не теряет способности прикладывать волевые усилия к решению проблемы, стремление добиться цели не нарушено. А вот наступившая апатия и потеря интереса к жизни уже считается грозным симптомом, требующим более пристального внимания.
Методы диагностики
К основным диагностическим методикам, используемым для определения уровня фрустрации, относятся тест Розенцвейга (метод рисуночной фрустрации, переведенный и адаптированный Н. В. Тарабриной), экспресс-тестирование В. Бойко и его переработанный и расширенный вариант — методика Л. И. Вассермана.
Рисуночный тест авторства С. Розенцвейга представляет собой набор карточек с изображенными на них различными ситуациями. Обычно на них присутствует несколько персонажей, один из которых произносит определенную реплику. От пациента требуется дать первый пришедший в голову ответ на заданную фразу.
Карточки делятся на несколько групп, а ответы интерпретируются психологом после полного прохождения теста. Есть возможность самостоятельного анализа подобного теста, однако, в этом случае результат может быть искажен.
Опросник Бойко — это короткий экспресс-тест на выявление состояния фрустрации, состоящий из 12 вопросов, за каждый положительный ответ дается 1 балл. В зависимости от итогового количества баллов интерпретируется полученный результат.
Существует расширенная модификация данного тестирования, разработанная Л. И. Вассерманом, которая отличается большей вариативностью и повышенной достоверностью результата.
Помимо методик тестирования, психолог проводит сбор анамнеза, анализирует общее состояние клиента, при необходимости беседует с родственниками, чтобы сформировать целостную картину.
Проявление в детском возрасте
Нормальный уровень фрустрации можно считать очень значимым фактором в формировании характера и моральных устоев ребенка. До определенного возраста отсутствие возможности получать желаемое в полном объеме – важный элемент воспитательного процесса. За счет этого ребенок учится терпению, уважению к авторитету родителей и со временем становится способным самостоятельно расставлять приоритеты.
Крайне важно, чтобы родители грамотно регулировали ограничения – излишняя строгость недопустима и приводит к ранним неврозам, появлению агрессии или замкнутости. При наличии вседозволенности же не происходит формирования границ собственного «Я».
Первое столкновение с состоянием фрустрации обычно происходит в младшем школьном возрасте, когда перед ребенком встают первые серьезные задачи, связанные с учебой. Очень часто ожидания от учебы имеют мало общего с действительностью. Поэтому крайне важно с раннего детства научить школьника справляться с фрустрационными состояниями.
Родители должны проявлять спокойствие, не нагнетать обстановку, вселять в ребенка уверенность в собственных силах. Насмешки, скандалы и паника просто недопустимы.
Необходимо регулярно давать ребенку возможность участвовать в решении сложных задач и делать это самостоятельно. Здесь важно руководить процессом, но ни в коем случае не выполнять все самим: ребенок должен сам принять решение, увидеть его результат и сделать необходимые выводы.
Проявление тяжелой формы фрустрации у детей выражается в замкнутости, вспышках агрессии, деструктивном поведении. Такие дети обычно стараются привлечь внимание к себе и своим проблемам, очень часто это происходит в виде побегов из дома, драк со сверстниками, демонстративных жестов и плохой учебы. Необходимо мягко выяснить причину такого состояния, самостоятельно или обратившись к психологу.
Поведение личности в обществе
Сол Розенцвейг в своей теории фрустрации выделяет три основные формы поведения:
- Экстрапунитивная форма характеризуется склонностью к обвинению в собственных неудачах других людей, внешних обстоятельств, желанием переложить ответственность. Обычно для этого варианта поведения характерна излишняя агрессия, злость и отказ анализировать собственное поведение.
- При интрапунитивной форме агрессия обычно направлена на себя, присутствует гипертрофированное чувство вины, повышен уровень тревожности, возникает склонность к излишнему самоанализу. В конце концов, человек замыкается в себе и может перестать предпринимать попытки к решению проблемного вопроса.
- Импунитивная форма отличается отсутствием какого-либо обвинения, а наступающие неприятности воспринимаются как неизбежность.
А также существует несколько основных моделей поведения при состоянии фрустрации. Это может быть агрессия, сопровождающаяся излишней двигательной активностью, уход от тревожных переживаний с переносом деятельности в другую сферу, замкнутость и попытки отгородиться от окружения. Как именно поведет себя человек, можно прогнозировать с учетом его индивидуальных особенностей характера и личных качеств.
Примеры фрустрации
Приведем несколько примеров фрустрации, которые помогут проиллюстрировать данное состояние более наглядно.
К психотерапевту обращается пациент N, находящийся в состоянии, близком к невротическому. Он сообщает, что является очень верующим человеком, воспитанным в строгих моральных принципах. Недавно его заинтересовала одна женщина, с которой завязались теплые отношения, позднее N узнал, что она замужем. Данная ситуация вызвала внутренний конфликт моральных принципов, который и привел к фрустрации.
Один из классических примеров: девушка из сельской местности с первого класса отлично учится и выделяется на фоне одноклассников, после окончания школы решает поступить в столичный ВУЗ. После поступления обнаруживается, что в новом окружении все обладают схожим уровнем интеллекта и знаний, после чего наступает фрустрация от невозможности добиться такого же отличного уровня учебы и позиционирования себя в коллективе, как было ранее.
Подобных примеров можно привести множество, объединять их будут возникновения у субъекта серьезного препятствия при решении значимой проблемы. Фрустрация далеко не всегда требует вмешательства психолога, однако, потребуется внимание к состоянию, своему или близких.