Атараксия в философии – это категория, которая обозначает характерные особенности сознания личности. А именно: способность сохранять высокое самообладание, сдержанность, невозмутимость и мужество. Появление термина относят к авторству Демокрита. Однако производные и синонимы в семантике появляются в разных учениях древнегреческих философов.
Содержание материала:
Что такое термин Атараксия
Определение атараксии в энциклопедиях и словарях различаются в зависимости от того, чье учение выбрано определяющим. Буквально, древнегреческое слово ἀταραξία переводится как невозмутимость, спокойствие и хладнокровие.
Поэтому в первую очередь можно обратиться к такой формулировке из философской энциклопедии: «Душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии (блаженства) Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также другими словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония».
Несмотря на серьезные расхождения в философских течениях, и скептики, и эпикурейцы, и стоики термином «атараксия» определяли достижение высшего доминирования человеческого разума над внешними факторами. Превосходство духа, основанное на трезвом рациональном суждении. То есть интеллектуальное просветление.
Понимание термина, как путь познания мира
Интерес к пониманию понятия определяется предпочтениями человека в выборе направления развития. Каждый имеет право выбора своих собственных устремлений и образа жизни.
Но, даже, при наличии желания достичь атараксии, нужно по-настоящему осознавать какое состояние предопределено учениями философов.
Древнегреческие философы ассоциируют его с мудростью, буддисты – духовным просветлением. При этом, Экхарт Толле в своем бестселлере писал: «Нельзя достичь просветления, стремясь стать просветленным». А можно ли достичь душевного спокойствия, невозмутимости, атараксии, если постоянно быть этим занятым мысленно или физически?
Очевидно, что в выражении Толле нет никакого противоречия, а есть лишь разъяснение, что глубокая осознанность никак не связана с беспокойной потребностью добиться данного состояния.
Именно понимание значения и учений позволяют приблизиться к тому, что философы называют атараксией или просветлением.
Значение определения в разных философских учениях
В античной философии сформировались категории и понятия, которые создали фундамент для развития и совершенствования самой философии, этики и эстетики. Древние мыслители, среди которых Аристотель, Эпикур, Сенека, сформировали классическое понимание философских категорий, которые определяют интеллектуальное и нравственное развитие общества и отдельных личностей.
Атараксия Эпикура
Учение Эпикура основано на превознесении истинной мудрости над всеми благами. Именно мудрость он делал краеугольным камнем достижения атараксии. Правильные знания об устройстве мира, по его мнению, позволяли человеку стать благоразумным. Это подкрепляется и его изучением идеи атомного строения вещества. То есть просматривается рационализм в выборе пути познания окружающего мира.
Многие его современники называли его атеистом, а отношение к верованиям и религии имеет высокое значение для понимания идеалов философа.
На самом деле, Эпикур не мог относится к атеистам в значении «полного неверия в существование бога или богов». Он всего лишь имел свою точку зрения, которая формировала понятие веры. В его письмах к Менекею он определил ключевые принципы собственной теологии. Она базировалась на утверждении неоспоримого существования бога, о котором у обывателей ложное представление, но истинные боги блаженны и бессмертны. Среди его переосмыслений можно найти и утверждение того, что проявление бога по форме может быть в числах или человеческом облике.
И это особое понимание тесно связано с рассматриваемой атараксией. Бог выступает идеалом для невозмутимого мудреца. А если считать, что высшим идеалом Эпикура была мудрость, то и бог становится тождественен ей.
Значение учения скептиков в эпохе и атараксия Пиррона
Основоположник скептицизма создал весьма противоречивое учение. И, хотя, философии как науке присуща неотъемлемость относительности, учение Пиррона изобилует противоречащими утверждениями. Это выражалось в его высказываниях и трудах учеников.
Основой философии стало убеждение, что ни чувства, ни рациональность не ведут к истине. Они обращались к тому, что человек должен найти ответ на вопросы: какова природа вещей, как к ним относиться и какая от этого выгода. При этом главным тезисом становилось, что человек не способен понять истинную природу вещи, даже если может это как-то охарактеризовать. А это значило, что любые суждения бессмысленны и от них стоит воздерживаться.
Несмотря на то, что Пиррон и последователи не единственные, кто указывал на путь к атараксии через отказ от догм и суждений, они это культивировали, а образом действий опровергали. Так, например, Пиррон занимал должность верховного жреца и высказывал догматы. Также скептики вели привычный достойный образ жизни, подчиняясь общепринятым нормам, которые в свою очередь основываются на суждениях о вещах.
Противоречивое учение очень хорошо выражается в одном из их выражений: «Что мед действительно сладок, я не думаю, но что он является таковым, я согласен». И все-таки целью скептиков также было достижение состояния невозмутимости, безразличия и апатии через отказ от суждений. Это в свою очередь является противоположным к эпикурейскому стремлению обретения душевного спокойствия через знание и мудрость.
Описание развития состояния апатии
Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.
Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.
Понятие Атараксия в других категориях
Состояние внутреннего равновесия исследуется не только философами. Также и цель достижения эмоциональной стабильности, высокого самообладания интересует и отдельных людей, и такие науки как медицина и психология.
В психологии
При этом именно понятие «апатия» широко известно благодаря тому определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Это часто проявляется в уходе от реальности посредством проведения многих часов в виртуальной реальности, прослушивании угнетающей или агрессивной музыки, увлечении фантастикой и выдуманными мирами, отделении себя от общества путем нарушения законов и негласных правил общества (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленности на одной идее. В таком случае говорят о некотором неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно не только для него самого, но и для других людей.
В медицине
Не каждый интересуется философской практикой. Но определенная стрессоустойчивость формируется у каждого человека, и он справляется с жизненными трудностями, контролирует свои эмоции и способен пребывать в расслабленном состоянии. Но в случае возникновения тяжелых стрессов, перенапряжения нервной системы угрожает здоровью человека. Нервное напряжение и переизбыток стресс-факторов способно вызвать многочисленные заболевания внутренних органов или обострить хронические.
Достижение атараксии с точки зрения медицины не слишком отличается от философского определения, но достигается консервативным способом. Для снижения тревоги, беспокойства и напряжения используются специальные препараты.
Как достичь полного душевного спокойствия
Человек свободен выбирать каким образом ему достигать внутренней гармонии и, что для него значит это понятие. Никто не может заставить другого стремиться к достижению атараксии, даже, если глубоко убежден, что это очень важно.
Душевное спокойствие достигается посредством осознанного желания. Оно всегда основано на развитии интеллекта. Иногда говорят об эмоциональном интеллекте. Но это не обособленное состояние, а часть общего развития личности. Рациональное мышление и высокий интеллект позволяет человеку сохранять спокойствие благодаря подсознательному и интуитивному анализу многочисленных факторов.
Несмотря на кардинальные различия в основах философских школ, идеал философа – достижение высшей степени мудрости, которая освобождает разум от страданий, тревоги и заблуждений.
Не следует путать отсутствие сочувствия и эмпатии с достижением бесстрастия к излишним удовольствиям. Как и ощущение спокойствия при аморальном образе жизни, проявлению жестокости с глубоким душевным равновесием благодетельного мудреца.
О достижении счастья через просветление говорят философы, буддисты, йоги, разные религии. Глубокое внутреннее спокойствие достигается за счет единства умеренности во всем (желаниях, одежде, еде, удовольствиях), высокой нравственности, добродетели и развития интеллекта со стремлением достичь высшей мудрости.