Артхаус можно назвать экспериментальным или авторским кино. Так или иначе, в эту категорию относят фильмы, не поддающиеся строгому жанровому определению, где создатели используют нестандартные приёмы. Они рассчитаны на искушённого и эрудированного зрителя, готового не просто смотреть, но и размышлять. Некоторые наиболее интересные артхаус фильмы рассмотрены в данном обзоре.

Список лучших российских артхаусных фильмов

Современный российский артхаус вызывает ожесточённые споры, но многие отмечают, что без него в России сегодня вообще нечего было бы смотреть. К сожалению, большая часть массового кино грешит глянцевостью, глубокой вторичностью и мало что может предложить «насмотренному» зрителю. А вот в нише экспериментального кинематографа наши режиссёры часто дают фору самым именитым западным мэтрам.

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014 год).

Фильм-«натурпродукт», снятый Андреем Кончаловским без декораций и почти без профессиональных актёров. Пожалуй, это самая светлая артхаусная картина последнего времени, в которой русские люди – не моральные уроды и не вырожденцы, а просто люди. Режиссёр предлагает зрителю отказаться от оценочных суждений, а погрузиться в созерцание реальной российской жизни, как это делают новорождённые дети.

«Волчок» (2009 год).

Картина, которую впервые показали массовому зрителю у Александра Гордона в «Закрытом показе», и буквально в тот же вечер российские соцсети взорвались разнообразными эмоциями. В отличие от Кончаловского, уральский режиссёр и драматург Василий Сигарев исследует тёмную сторону нашего бытия. Он безжалостно бьёт зрителя по нервам, по самому больному – по детству. Это дало многим основание назвать «Волчок» чернухой. Но нет, Сигарев не играет с аудиторией, не манерничает. Каждый кадр фильма кричит его личной болью.

«Пыль» (2005 год).

Фильм Сергея Лобана о «маленьком» человеке, ничтожестве, которому в порядке эксперимента дали то, чего он хочет больше всего, а потом отняли. Фантастика с интересным видеорядом на фоне «хрущёвок», луж и городских подворотен, местами психоделическая, местами смешная, но всегда грустная. В одной из главных ролей – легендарный Пётр Мамонов.

«Диалоги» (2013 год).

Тонкое, акварельное повествование режиссёра Ирины Волковой, составленное из пяти разных историй, раскрытых через диалоги. Впрочем, эти диалоги – скорее один большой монолог, попытка преодолеть свою разделённость с миром, наладить с ним коммуникацию. По стилистике эту ленту можно назвать «женским артхаусом».

Многие русские артхаусные фильмы достойны внимания. В этот список можно включить такие картины, как «Русалка», «Жить», «Изображая жертву», «Кислород», «Метаморфозис», «Небесные жёны луговых мари», «Коктебель» и далее, к основам – к Константину Лопушанскому, Алексею Герману-младшему, Андрею Тарковскому.



Интеллектуальное кино европейского кинематографа

Интеллектуальная европейская аудитория любит фильмы арт-хаус, о чём говорит количество организуемых фестивалей авторского кино. И западным режиссёрам есть, что предложить своему зрителю.

«Новая жизнь» (Франция, 2002 год).

Действие разворачивается в Болгарии, и сюжет картины прост и банален: парень знакомится с проституткой, внезапно влюбляется, а потом ищет её внутри местных криминальных кругов. Режиссёр Филипп Гранрийе ухитряется рассказать эту историю практически без слов, с помощью чисто кинематографических инструментов – актёрской экспрессии, пластики, инверсии света, операторской работы. На выходе – магия и подлинное искусство.

«Ты, живущий» (Швеция, 2007 год).

Эта картина – вторая в трилогии, созданной Роем Андерссоном. Первой была «Песни со второго этажа», а заключительной – «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Они связаны между собой не сюжетами, а смысловыми посылами и художественным языком. Рой Андерссон – в своём роде уникум, творящий без сценария. Его работы чем-то похожи на автоматическое письмо – сюрреалистичны и абсурдны, полны аллюзий и метафор.

«Беги, Лола, беги» (Германия, 1998 год).

Энергичный модерн, включающий элементы криминальной, социальной и философской драмы, временного релятивизма. Фильм снят Томом Тыквером в стиле компьютерной игры, где героиня снова и снова возвращается в одну и ту же точку, пока не находит правильного решения. Увесистый список из 25 международных наград делает картину обязательной к просмотру любителями артхауса.

Лучшие фильмы в жанре артхаус, произведённые в Европе, всегда отличаются новаторским подходом и высокой степенью откровенности со зрителем. Среди таких образцов авторского кино можно назвать фильмы «Тельма» Йоакима Триера, «Квадрат» Рубена Эстлунда, «О теле и душе» Ильдико Эньеди, «Убежище» Франсуа Озона и многие другие.



Фильмы с драматической концовкой

Драматические финалы в артхаусных фильмах случаются достаточно часто, в том числе, и в некоторых вышеперечисленных фильмах. Дополнительно можно порекомендовать такие картины.

«Клык» (Греция, 2009 год).

Хоррор-артхаус режиссёра Йоргоса Лантимоса. Крепкая, но замкнутая, отрезанная от внешнего мира семья. Взрослые дети, ни разу в жизни не выходившие за забор. Но всего две случайные видеокассеты – и уютный мирок, в который сознательно не впускаются пороки и ужасы внешнего мира, рушится в одночасье.

«Необратимость» (Франция, 2002 год).

Шокирующая лента Гаспара Ноэ, во время премьеры которой в Каннах люди падали в обморок. Натуралистичное насилие, нервная работа камеры, обратная хронология, использование низкочастотных звуков, гениальные Венсан Кассель и Моника Белуччи при полном отсутствии цензуры.

«Небесные создания» (Новая Зеландия, Германия, 1994 год).

Дебютные роли Мелани Лински и Кейт Уинслетт в фильме Питера Джексона о проблемах взросления, одиночестве, сексуальном созревании, привязанности и любви двух девушек. Они создают собственную воображаемую реальность, куда уходят от мещанства и прагматизма реального мира. Лирическое повествование завершается убийством, жертвой которого становится мать одной из героинь.

«Донни Дарко» (США, 2001 год).

Фильм Ричарда Келли без чёткой сюжетной конструкции, оставляющий массу загадок и вопросов. Споры о жанровой принадлежности (фантастика или триллер о расстройстве личности?) не ведут ни к чему. Главный герой оказывается внутри «тангенциальной вселенной» и должен либо стать жертвой во имя спасения мира, либо всему придёт конец.

По сути, драма – движущая сила артхаусного кино, её плоть и кровь. Её можно обнаружить даже в самом спокойном и размеренном сюжете.



Весёлый артхаусный киноальманах

Артхаус нередко называют «кино не для всех». Это определение льстит любителям авторского кинематографа, но отпугивает потенциальных зрителей. Многим кажется, что артхаус – это что-то заумное и скучное. Однако фильмы этой категории вполне могут быть весёлыми.

Конечно, понятие «весёлого» в артхаусе и в мейнстримных комедиях отличается. В авторском кино оно проходит по самой кромке между смехом и слезами, и всегда сопровождается ощущением экзистенции.

Примером такого кино может быть российский фильм-альманах «Рассказы» режиссёра Михаила Сегала. Картина состоит из четырёх новелл, объединённых сквозным образом – рукописью начинающего писателя. Жанры и сюжеты новелл разные, и позволяют задуматься не только о социальных, культурных и этических проблемах общества, но и посмеяться над ними.

Ещё более яркий пример – сериал-альманах Ирины Вилковой «Бар «На грудь»», состоящий из семи короткометражных новелл.

Авторское кино про секс



Эротика в том или ином виде присутствует почти во всех артхаусных картинах. Но есть фильмы, которые делают человеческую сексуальность центральной темой.

«Про уродов и людей» (Алексей Балабанов, Россия, 1998 год).

Действие разворачивается в Петербурге начала XX века вокруг подпольной порнографической студии садомазохистской направленности. В центре повествования – тихая девушка Лиза, проходящая путь от чистоты до полного растления.

«Антихрист» (Ларс фон Триер, Германия, Дания, Франция, 2009 год).

Фильм-посвящение Андрею Тарковскому, разделённый на главы. Режиссёр исследует проблему женской жестокости, доходящей до садизма. Он связывает её с женственностью самой матери-природы, которая сначала даёт жизнь, а затем уничтожает её.

«Незнакомец у озера» (Ален Гироди, Франция, 2013 год).

Весь фильм снят на фоне природы и раскрывает тему гомосексуальных отношений. Откровенные эротические сцены в смутной и напряжённой связке с детективной линией заставляет картину тесно примыкать к жанру психологического триллера.

Артхаус – достаточно широкое понятие. Часто к фильмам этой категории можно отнести не только фестивальное кино. Некоторые образцы массового кинематографа тоже подёрнуты изысканной артхаусной дымкой – например, такие хиты, как «Выживут только любовники», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» или хоррор-новинки 2018 года «Тихое место» и «Реинкарнация». Поэтому «кино не для всех» – термин неверный и несколько снобистский. Артхаус – это просто нешаблонное, «другое» кино.



Пожалуйста, поделитесь материалом: