Красивая понятная речь нужна не только артистам и публичным персонам. Обычному взрослому человеку с нарушениями дикции бывает непросто общаться в коллективе, компании друзей. Поэтому начать разрабатывать артикуляционный аппарат можно в любом возрасте, а помогут в этом скороговорки на букву Р.

Советы, как улучшить дикцию речи

Нарушения речи у взрослого могут привести к аналогичным проблемам у его детей, поскольку они склонны копировать манеру произносить слова у окружающих.

Справиться с проблемой помогут различные скороговорки и чистоговорки.

Часто проблемы с дикцией становятся причиной комплексов как у детей, так и у взрослых. Неправильное произношение звуков, глухая невнятная речь, нарушения артикуляции делают затруднительным общение с окружающими. Проблемы с качеством речи при нормальном слухе (дислалия) встречаются у половины детей, но в младшем возрасте с ними легко справиться. В старшем возрасте придется посвятить больше времени и сил, чтобы исправить уже ставшие привычными ошибки.

Для развития произношения существует несколько основных направлений:

Артикуляционная гимнастика.

Этот вид гимнастики направлен на тренировку всех групп мышц, участвующих в воспроизведении слов. Она задействует верхнее и нежнее небо, язык, губ, нижнюю челюсть. Самые простые упражнение, которые можно выполнять в любой обстановке, – это зевание с закрытым ртом, круговые движения нижней челюстью, надувание и втягивание щек, движения языком. Можно вытягивать губы трубочкой, пытаться улыбнуться с наряженным ртом. Множество упражнений подойдут для выполнения детьми. Даже самых маленьких можно увлечь этим занятием, если выполнять его в форме игры.

Усложнить артикуляционную гимнастику можно, если совмещать выполнение упражнений губами и языком с другими физическими занятиями. Для этого подойдут бег, приседания, любая физическая активность.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж – способ включить в работу мышцы артикуляционного аппарата, когда они не могут участвовать в артикуляционной гимнастике. Обычно назначение на массаж органов речи дает врач. Это может быть логопед или невролог, если существует необходимость уменьшить или повысить тонус мышц шеи, головы, губ, языка, неба. Доктор определяет вид массажа (расслабляющий или стимулирующий), а инструктор ЛФК, логопед или дефектолог должны следовать рекомендациям.

Правильное дыхание.

Глубокое дыхание в сочетании с правильной осанкой помогут говорить четко, громко, не глотая окончаний. Часто человеку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу или предложение, отсюда возникает скомканность речи, сокращения слов на целые окончания.

Развить привычку правильно держать спину помогут физические упражнения, йога. Для детей подойдет старое проверенное упражнение – хождение с книгой на голове.

Произнесение отдельных звуков и слогов.

Тренировать дикцию можно с произношения отдельных звуков. Сначала обращают внимание на парные гласные звуки, затем переходят к согласным. Для развития правильного произношения проговаривают обычно пары слов для разных звуков. Например, сонорный звук «Р» тренируют, произнося «пожар-пожарь» или «рад-ряд».

Скороговорки и чистоговорки.

Взрослый человек может без подготовки сразу приступать к чтению скороговорок. Для каждой проблемной буквы существуют короткие или длинные четверостишия, стихотворения или просто предложения, делающие упор на тренировку одного или пары звуков.

Смысл скороговорок не в быстром произношении, а в правильном. Сначала нужно научиться говорить фразу целиком медленно, проговаривая все слова и звуки. Когда получится произносить без ошибок, темп можно увеличить. Начинать тренировки можно с трех-пяти актуальных простых скороговорок. Скороговорки для дикции желательно менять через пару недель. Специалисты рекомендуют тренировать дикцию на тех чистоговорках и четверостишиях, которые при первом прочтении вызывают больше затруднений.

Тренировать артикуляционный аппарат, выполнять гимнастику или произносить фразы лучше перед зеркалом.

Чтобы выявить нарушения и отследить прогресс, рекомендуется записывать свою речь на диктофон. Для занятий с ребенком можно придумать или подобрать веселые стишки, которые следует произносить нараспев.

Чтобы улучшить качество речи, нужно учиться говорить медленно, выговаривать все буквы. Для этого подойдет чтение вслух с определенной интонацией и тембром. Поле начала занятий улучшения будут заметны уже через пару недель.

Чтобы выявить свои проблемные звуки и сочетания, можно попробовать прочитать самую длинную скороговорку:

  • В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.


Сложные скороговорки на букву «Р» для взрослых

Картавость – проблема не только маленьких детей, но и многих взрослых. Раньше не уделялось столько внимания этому вопросу в детском возрасте: не все родители знали, что с таким недостатком можно бороться. Хотя для некоторых людей такое произношение буквы «Р» стало настолько привычным, что не вызывает неприязни со стороны окружающих, а даже придает шарм. Но для тех, кто испытывает неудобства при общении, существуют не только легкие, но и сложные скороговорки с буквой «Р». Некоторые из них сложно прочитать с первого раза. Приступать к тренировкам с ними следует после того, как будут освоены несколько самых простых чистоговорок на букву «Р».

Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!». На раскраске Карасенка – три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят!

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

***

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

***

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

***

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

***

Дробью по перепелам да по тетеревам.

***

Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

***

Перед коровой короб корок.

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

***

Обрадован баран – у барана – барабан. И баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.

***

Лорд Карл украл у Клары три коралла. Кораллы лорда Клара не крала!

***

Привез Пров Егору во двор дров гору.

***

Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.

***

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. До норы не дорыла.На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

***

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

***

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***

Интервьюер интервента интервьюировал.

***

Клара-краля кралась к Ларе.

***

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.

***

Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в “Ромэн” на “Кармен”.

***

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***

Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

***

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь. Но заскороговошившись, выскороговорил – что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

***

Свиристель свиристит свирелью.

***

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

***

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

***

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

***

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
– Сено грабь граблями, краб.

***

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.



При картавости у детей

Чтобы начать эффективную борьбу с картавостью у ребенка, нужно выяснить причины отклонения. Самая часто встречающаяся причина этого – неправильная уздечка. Также могут иметь место генетическая предрасположенность, травмы языка, неправильный прикус. Правильно поставить диагноз сможет только врач-логопед.

Но начать исправлять проблему в детском возрасте можно самостоятельно, заучив с ребенком несколько простых коротких скороговорок:

***

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

***

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

***

Проворонила ворона воронёнка.

***

Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

***

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

***

Бородач боронил бороной борозду.

***

Баран-буян залез в бурьян.

***

Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.

***

Грянул гром – гроза в разгаре.

***

Макара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар.

***

У репки да редьки корень крепкий.

***

Боря Ире дал ириску,
Ира Боре – барбариску.

***

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

***

Тридцать три трубача трубят тревогу.

***

Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора.



Короткие чистоговорки для дикции

Чистоговорки используют для отработки одного звука. Они представляют собой короткие фразы, в которых большое количество раз присутствует одна и та же буква или сочетание звуков. Разбирая чистоговорки, нужно проработать постановку каждого звука в соответствии с нормами произношения.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

***

От топота копыт пыль по полю летит.

***

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

***

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

***

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

***

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

***

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

***

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

***

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

***

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

***

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

***

В Чите течет Читинка.

***

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

***

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

***

Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

***

На горе у речки
Уродилась гречка.

***

Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

***

Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

***

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

***

Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит, пока грозна.

Длинные скороговорки для развития речи



Начинать заниматься с длинными скороговорками нужно после освоения самых простых. Такие фразы сначала разбирают по составу, учат отдельно строки. Произносить следует медленно, повторяя особенно сложные места. Подойдут для освоения детьми школьного возраста, которые уже могут запоминать длинные стихотворения и тексты.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
(Буквы: П, Р)

***

Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть
Не смогла!
(Буквы: В, Д, Р)

***

Забыл Панкрат Кондратов домкрат,
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.
И ждёт на тракте домкрат Кондрат.
(Буквы: Р, П, Т)

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика?»
И сказал скороговор: «Нет», – вот его ответ.
(Буквы: В, К, Л, Р, С)

***

Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр.
(Буквы: Б, Р, Д)

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка.
Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,
а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
У курочки-пеструшечки – пестрохвостята,
а у уточки-вострохвосточки – вострохвостята.
(Буквы: Р, С, Т)

***

Корабли лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали,
Вот какое лавированное лавирование отлавировалось,
Что даже лавировщики залавировались и отлавировались,
Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало.
(Буквы: В, Л, Р)

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла – кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле



Вариант на «Р» твердую и мягкую

У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки.

Несколько примеров представлены ниже:

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***

Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***

По двору-подворью –
В добром здоровье.

***

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***

Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.

***

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***

В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***

Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.



Пожалуйста, поделитесь материалом: