Тонкий, ироничный, интеллектуальный, трогательный, смешной и фантастически талантливый – таким знают Вуди Аллена поклонники его творчества. Несмотря ни на что, этот режиссёр, сценарист и актёр стабильно снимает по картине в год, и почти каждая становится событием в мире кинематографа. О том, на какие фильмы Вуди Аллена имеет смысл обратить особое внимание, расскажет материал ниже.

Небольшая биография Вуди Аллена

Подлинное имя режиссёра – Аллан Стюарт Конигсберг. Он появился на свет в эмигрантской семье, в Нью-Йорке, в 1935 году. Его предки по отцовской линии приехали в США из Литвы, а по материнской – из Австрии.

Ещё в школе юный Аллан Стюарт почувствовал писательский дар и начал пробовать силу своего пера. Его юмористические заметки в школьной газете пользовались успехом и стали первым источником заработка будущего мэтра. Именно тогда Аллан Стюарт берёт себе другое имя – Хейвуд Аллен (Heywood Allen). От него и происходит псевдоним Вуди Аллен (Woody Allen).

С дальнейшей учёбой после школы у Аллена не заладилось, и он зарабатывал на жизнь написанием скетчей и сценариев под заказ, художественных рассказов для еженедельника «Нью-Йоркер». Параллельно он мелькал в различных юмористических телешоу в амплуа нелепого «ботаника-неврастеника». Его актёрский кинодебют состоялся в 1965 году в комедии Клайва Доннера «Что нового, киска?»

Однако по-настоящему знаменитым Аллен становится год спустя, когда заявляет о себе как о драматурге с пьесой «Не пейте эту воду». В том же году он пробует себя не только в качестве сценариста, драматурга и актёра, но и за пультом режиссёра, сняв шпионскую комедийную ленту «Что случилось, тигровая лилия?» Начиная с этого момента, фильмография Вуди Аллен нарастает как снежный ком, и уже в 1977 году режиссёр становится обладателем нескольких «Оскаров».

К сожалению, его личная жизнь складывает отнюдь не так удачно, как профессиональная карьера. Роковым для него становится неофициальный брак с актрисой и бывшей моделью Мией Ферроу. К этому времени за плечами Вуди Аллена было два развода, а у Мии – одно неудачное замужество. У супругов стало трое своих и двое приёмных детей. В числе последних была и корейская девочка Сун-И. Двенадцатилетние отношений Аллена и Ферроу завершились в 1992 году грандиозным скандалом и обвинениями в сексуальном надругательстве над другой дочерью Мии – малолетней Дилан.

Расследование по этим обстоятельствам проводили две независимые клиники – New York State Child Welfare и Child Sexual Abuse Clinic. В результате — Вуди Аллен был оправдан. А в 1997 году он женился на Сун-И, с которой счастливо живёт по сей день.



Список лучших кинолент режиссёра

Составить список лучших фильмов Вуди Аллена – дело сложное. Практически все его картины, начиная с легендарной работы «Энни Холл» 1977 года, можно назвать шедеврами «авторского кино». В кинематографической среде Аллена называют основоположником целого направления – интеллектуальной комедии. С одной стороны, в его лентах затрагиваются очень сложные психологические и социальные темы. С другой — даже сквозь самый серьёзный сюжет в них видна ироничная улыбка.

В разных рейтингах в числе лучших картин режиссёра чаще всего называют следующие.

«Энни Холл» (1977 год).

Эта романтическая комедия стала переломной для самого Аллена. Именно в ней «проклюнулся» уникальный стиль режиссёра, сумевшего совместить проникновенную драму и тонкий юмор. В центре сюжета – сложные перипетии отношений стендап-комика с параноидальными наклонностями и молодой певицы. В главных ролях Аллен снял самого себя и свою тогдашнюю возлюбленную Дайан Китон. Фильм так насыщен остроумием и множеством культурных отсылок, что многие именитые кинокритики называют его картиной с большим историческим и эстетическим значением.

«Ханна и её сёстры» (1986 год).

Многие находят в этой мелодраме что-то чеховское в плане обострённости чувств и отношений. В центре Манхэттена живут три сестры. Муж одной из них внезапно увлекается другой сестрой, и вокруг этого Аллен выстраивает эксцентрическую и весьма обаятельную историю, раскрывающую различные аспекты жизни нью-йоркской интеллигенции. Актёрский состав, занятый в картине, поистине звёздный – кроме самого Аллена, это и Дайан Китон, и Майкл Кейн, и Барбара Херши, и легендарная Дайан Уист.

«Преступления и проступки» (1989 год).

Весьма любопытная реминисценция на русский гениальный роман «Преступление и наказание». Чрезвычайно жёсткая и даже жестокая история о том, можно ли продолжать нормальную жизнь, совершив убийство. По Достоевскому – нельзя. Вуди Аллен исследует современное американское общество и отвечает: ещё как можно. Успешный человек, врач-офтальмолог, с помощью киллера убивает любовницу, грозящую раскрыть их связь жене и разрушить его прекрасную и удобную жизнь. И находит способы примириться со своей совестью. Падать на колени и каяться «Я убил» он абсолютно не намерен.

«Тени и туман» (1991 год).

Мрачный триллер-нуар, выполненный в чёрно-белом формате. Линчеватели, коронеры, проститутки, клоуны, шпагоглотательницы, поиски маньяка-убийцы, зеркала, клубы дыма – и всё это в туманных, нарочито стилизованных декорациях маленького американского городка. Звёздный состав потрясающий: Джон Малкович, Джоди Фостер, Мадонна, Миа Фэрроу, Джон Кьюсак. И Вуди Аллен в главной роли.

«Мужья и жёны» (1992 год).

Этот фильм сам мэтр считает для себя одним из лучших. Он снят в стилистике, мягко и ненавязчиво имитирующей мокьюментари, – со вставками-интервью персонажей и «длинными» кадрами без монтажных склеек. Две пары много лет дружат семьями, но вдруг одна из них распадается. Удивительным образом это событие отражается и на второй семье, где обостряются многолетние противоречия и конфликты. Проведя своих героев по кругу, Аллен приводит их в исходную точку, но с обратным знаком.

«Загадочное убийство в Манхэттене» (1993 год).

В этой картине Вуди Аллен снова даёт волю своей чёрной юмористической природе. Сюжет закручивается вокруг внезапной смерти старушки — соседки вполне благополучной четы. Заметив, что муж скончавшейся не слишком опечален случившимся, пара подозревает его в убийстве и начинает собственное расследование. Игра взрослых людей в детектив могла бы стать весьма комичной. Но здесь присутствует юмор фирменный, «алленовский» ­– со специальными шутками для эрудитов («Когда я слишком долго слушаю Вагнера, мне хочется захватить Польшу») и множеством постмодернистских отсылок.

«Матч-пойнт» (2005 год).

После выхода этой картины некоторые критики вздохнули: «старик повторяется». Действительно, в «Матч-пойнте» Аллен снова касается темы, затронутой в «Преступлениях и проступках». Здесь она раскрывается через образ бедного молодого человека, бывшего теннисиста, стремящегося закрепиться в обществе британских аристократов. В ход идёт всё – лицемерие, втирание в доверие, брак по расчёту. Дело осложняется мощным сексуальным влечением «на стороне» и изменами. Итог – кровавая расправа с любовницей и её пожилой соседкой, выполненная как ещё одно «подмигивание» Достоевскому. В ролях – Джонатан Рис, Скарлетт Йоханссон, Эмили Мортимер, Мютью Гуд.

«Полночь в Париже» (2011 год).

Одна из самых лучших работ Аллена последних лет с впечатляющим шлейфом международных наград. Определить её жанр сложно. Мэтр словно отказывается подчиняться мейнстриму и создаёт абсолютно свободный микс комедии, мелодрамы, фэнтези и постмодерна. Американская пара приезжает на медовый месяц в Париж. Молодой муж – вдохновенный романтик, а его супруга – по-американски прагматична. Вырвавшись на вечер из круга бесконечных кафе-шантанов, бутиков и туристических достопримечательностей, муж в одиночестве гуляет по ночному Парижу и внезапно попадает в прошлое.

В последнее время Вуди Аллен много работает в Европе, где у него словно открывается второе «дыхание». Все фильмы этого периода самобытны, полны подтекстов, скрытых смыслов и интеллектуальной игры.



Фильмы, где Вуди Аллен выступает в роли сценариста

Ко всем своим фильмам Вуди Аллен самостоятельно пишет сценарии. К литературной работе он тяготеет с самых ранних лет, и поэтому все его картины отчасти «литературны», наполнены реминисценциями и специфической театральной драматургией.

Не единожды ленты Аллена получали престижные награды за лучший сценарий.

Особо отмечены были его работы к следующим фильмам:

  • премиями «Оскар» ­– «Энни Холл» и «Ханна и её сёстры»;
  • британскими премиями BAFTA – «Энни Холл», «Манхэттен», «Ханна и её сёстры», «Бродвей Денни Роуз», «Пурпурная роза Каира», «Мужья и жёны».
  • премиями «Золотой глобус» – «Пурпурная роза Каира», «Полночь в Париже», «Викки Кристина Барселона».

На различные престижные премии номинировались алленовские сценарии к лентам «Интерьеры», «Зелиг», «Преступления и проступки», «Дни радио», «Матч-пойнт».



В каких фильмах сыграл Вуди Аллен

Аллен любит актёрскую профессию, снимается в собственных проектах много и с удовольствием, часто вписывая в сценарии роли специально для себя.

Увидеть мэтра можно во многих фильмах:

  • В молодости он сыграл в картинах «Спящий», «Энни Холл», «Манхэттен».
  • Вступив в пресловутый средний возраст, снялся в «Воспоминаниях о звёздной пыли», «Зелиге», «Ханне и её сёстрах».
  • В «Преступлениях и проступках», перешагнув пятидесятилетний рубеж, сыграл режиссёра-документалиста.
  • В «Мужьях и жёнах» у него роль пожилого писателя-профессора, растерявшегося перед обаянием юной студентки, но в последний момент устоявшего перед соблазном.
  • В 90-е годы Аллен прекрасно показывает себя в очень разных амплуа в «Тенях и туманах», «Загадочном убийстве в Манхэттене».
  • В 2000-х, уже пожилой, он играет в «Мелких мошенниках», «Кое-что ещё», «Сенсации», «Римских приключениях».

Изредка Вуди Аллен выступает в роли актёра и в чужих картинах: например, в дебютной режиссёрской работе француженки Софи Лелуш «Париж-Манхэттен» (2012).

Новые проекты кинорежиссёра



Несмотря на солидный возраст (82 года), Вуди Аллен трудится энергично, напористо и не теряет вдохновения. Только за 2016 год он сумел выпустить два проекта – полнометражную картину «Светская жизнь», представленную на фестивале в Каннах, и мини-сериал «Кризис в шести сценах». Сериальный формат Аллену, видимо, оказался «не впору», и рейтинг этого фильма был невысок. Однако его выход доказывает, что мэтр по-прежнему готов на эксперименты.

В 2017 году на экраны вышла драма Вуди Аллена «Колесо чудес» с Кейт Уинслет и Джеймсом Белуши. Для Уинслет работа в этой ленте стала прорывной и принесла победу в категории «Актриса года» на Голливудском кинофестивале. И также в 2017 и 2018 году была отмечена наградами операторская работа Витторио Стораро, подарившая очередному алленовскому шедевру роскошный визуальный ряд.

Последний фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке» (2018 год) – романтическая комедия с сильным актёрским составом: Джудом Лоу, Эль Фаннинг, Ребеккой Холл. Камерой снова командует Витторио Стораро, обещая зрителю эстетическое удовольствие.

К сожалению, вокруг имени Вуди Аллена в последнее время закручиваются вихри сексуальных скандалов, инициированных общественным движением #MeToo, испортившим репутации и карьеры многим звёздам кинематографа. Актёры, занятые в «Дождливом дне в Нью-Йорке», уже публично высказывают сожаление о том, что согласились работать у Аллена.

Остаётся надеяться, что несмотря на давление, фильм всё же выйдет на широкие экраны. А имя Вуди Аллена и без того останется вписанным золотыми буквами в историю мирового кинематографа.

Пожалуйста, поделитесь материалом: