Лучшие детективы с непредсказуемой развязкой – список фильмов

Детективы – самый популярный жанр, как в литературе, так и в кинематографе. Именно поэтому детективная канва часто вплетается в фильмы других жанров – комедии, мелодрамы, боевики, хорроры, фантастика. Интригующие тайны, эмоциональное напряжение и яркие финалы отличают лучшие детективы с непредсказуемой развязкой и привлекают к ним зрителей всех возрастов и обоих полов.

Список лучших детективов с непредсказуемой развязкой

Детектив – это синтетический жанр со многими компонентами. Единственная чёткая объединяющая черта этих фильмов – расследование, противостояние ума сыщика и преступника или преступника и жертвы. Прочими деталями детективные фильмы могут сильно отличаться.

Лучшие психологические детективы

Детективы, в которых происходит глубокое погружение в личность преступника и жертвы, принято называть психологическими. В различных рейтингах высокими оценками отмечены такие картины этого жанра:

«Охотники за разумом», 2004 год

Очередная прекрасная работа американо-финского режиссёра Ренни Харлина, прославившегося такими хитами как «Крепкий орешек 2» и «Кошмар на улице Вязов 4». Это классический детектив из категории «убийство в запертой комнате». Семеро студентов ФБР должны сдать экзамен, чтобы получить допуск к работе с изощрёнными серийными убийцами. Для этого они отправляются на закрытый остров, где кроме них нет больше ни одного человека. В один момент ситуация выходит из-под контроля, студенты начинают погибать.

«Прежде, чем я усну», 2014 год

Имена Николь Кидман и Колина Фёрта неизбежно привлекают зрителей к экранам. Однако достоинства этой работы британского режиссёра Роуэна Жоффе не ограничиваются списком занятых актёров. Слоган фильма – «Никому не доверяй» – отлично выражает главную эмоцию, которую испытывают зрители при просмотре ленты. До самого финала не ясно, кто из героев говорит правду, а кто обманывает, от кого ждать удара. Ситуация осложняется тем, что главная героиня страдает тяжёлой формой амнезии.

«Лица в толпе», 2011 год

Фильм, где Мила Йовович сыграла свидетельницу убийства, за которой охотится серийный маньяк. Интрига в том, что он может её узнать, а она его нет. У героини прозопагнозия – «слепота на лица». Убийца способен подойти к ней под видом мужа, отца или сыщика, а она даже не будет знать, кто рядом с ней.

Список фильмов жанра психологический детектив можно продолжать бесконечно. Практически все современные режиссёры с удовольствием погружаются в психологию преступника, что делает сюжеты острыми, не отпускающими зрителя до самого финала.

Фильмы с плохим концом

Далеко не все детективы заканчиваются победой добра над злом. Счастливый финал обязателен для сказок, но не для историй об убийствах. Примерами фильмов с плохим концом могут служить следующие:

«Подмена», 2008 год

Эта картина – удачный режиссёрский опыт знаменитого актёра Клинта Иствуда, что уже само по себе делает её любопытной. Кроме того, здесь прекрасно раскрывается драматический талант Анжелины Джоли. Сюжет фильма основан на реальной истории, которая произошла в Америке в 20-х годах XX века. У одинокой матери похищают сына. Когда через некоторое время полиция с триумфом возвращает ей ребёнка, выясняется, что мальчик не тот. Чтобы замять ошибку, героиню объявляют сумасшедшей, а её настоящий сын тем временем остаётся в руках похитителя. Только теперь его никто не ищет.

«Исчезнувшая», 2014 год

Феерически запутанная, психологически сложная и одновременно остросюжетная картина с Беном Аффлеком и Розамунд Пайк. Примерно в середине фильма режиссёр Дэвид Финчер реализует приём, который принято называть «твист». Казавшийся банальным детективный сюжет разворачивается на 180 градусов, развивает огромную скорость и мчит зрителя к непредсказуемой развязке. К сожалению, ничуть не напоминающий голливудский happy end.

«Идентификация», 2003 год

По оценкам критиков, этот фильм Джеймса Мэнголда можно считать одним из лучших в жанре «убийство в запертой комнате». Сами создатели также не отрицают, что вдохновлялись романом Агаты Кристи «Десять негритят». Русский перевод названия «Identity» не полностью отражает суть картины. Это слово в английском языке является частью психиатрического диагноза «dissociative identity disorder» – диссоциативное расстройство идентичности или расстройство множественной личности. Тема не раз эксплуатировалась кинематографом, но удовольствие от просмотра этой ленты, безусловно, стоит потраченных полутора часов.

Фильмы с плохим концом обладают сильным драматическим эффектом. Они, конечно, не позволяют зрителю спокойно выдохнуть после просмотра и пойти по своим делам. Но для детективного жанра подобные финалы можно считать плюсом, поскольку подчёркивают трагедию убийства.

С хорошим концом

И всё же детективов, в которых всё заканчивается хорошо, намного больше. Но разница между концовками таких фильмов в том, что именно предлагается считать счастливым финалом. Пример различного подхода к этому вопросу демонстрируют две картины:

«Игра», 1997 год

Довольно старая лента Дэвида Финчера, относящаяся к тем, которые можно пересматривать по многу раз. Сюжет разворачивает редкую для детективного жанра тему создания альтернативной реальности. Главный герой, которого блестяще сыграл Майкл Дуглас, путём сторонних манипуляций подводится к убийству, после чего не хочет больше жить сам. Фирменный финчеровский «твист» в финале, вроде бы, обнуляет ситуацию, и конец кажется счастливым, однако осадок остаётся. А слоган фильма «Игра, которую ты проиграл» его только подчёркивает.

«Забирая жизни», 2004 год

Лента разнопланового и очень талантливого режиссёра Дэниела Джона Карузо с Анжелиной Джоли, Итаном Хоуком и Кифером Сазерлендом в главных ролях. Фильм интересен необычным образом серийного убийцы и нестандартностью его мотивов: он убивает людей, чтобы прожить их жизнь. Повествование довольно мрачное, но развязка сильная, энергичная. Однако многими критиками она воспринимается негативно. Они считают, что финал слишком лобовой и выглядит «по-голливудски».

Таким образом, даже хорошие концовки детективных фильмов по-настоящему хороши, если оставляют место для рефлексии.

Лучшие мистические детективы

Синтез детектива и мистики рождает множество идей для творчества режиссёров. Неожиданные развязки – характерная черта многих фильмов этой категории:

«Избави нас от лукавого», 2014 год

Этот фильм Скотта Дерриксона – яркий пример того, как мистическая составляющая может сломать стандартную схему полицейского детектива. Режиссёр вводит потусторонние силы в сюжет постепенно, медленно, но к середине фильма они полностью заполняют экран, превращая обычную игру полицейский-преступник в эпическое противостояние добра и зла.

«Шестое чувство», 1999 год

Лента гениального М. Найта Шьямалана, менее чем за 20 лет ставшая классикой, нельзя считать традиционным детективом. Роль сыщика делегируется врачу-психиатру, а преступников оказывается много. Беда в том, что разоблачить их могут только мертвецы. Блестящая игра Брюса Уиллиса ничуть не затмевает удивительного таланта Хэйли Джоэла Осмента, который снялся в этом фильме в возрасте 11 лет.

Хотя детективы и сами по себе дарят зрителю массу острых ощущений, в связке с мистикой они становятся устрашающими. Поэтому впечатлительным людям смотреть их с выключенным светом нежелательно.

Новые детективы 2017 года

2017 год был богат на кинопремьеры. Порадовал он и любителей детективов. Мониторинг отзывов на киносайтах показал, что наивысших оценок зрителей заслужили следующие картины:

«Прочь», 2017 год

Дебютная работа американского режиссёра Джордана Пила. Удивительно изобретательный фильм на стыке жанров детектива и мистического триллера с явно сатирическим подтекстом. Сюжет на тему «знакомство с родителями невесты» и банальная межрасовая проблематика с вплетением линии похищения людей к финалу превращается в жёсткий трэш.

«Мама!», 2017 год

В отличие от предыдущей работы, этот фильм снят опытным голливудским мэтром Дарреном Аронофски. Однако и эта картина с трудом укладывается в канон жанра, сближаясь, скорее, с экспериментальным кино. При поверхностном просмотре сюжет строится на клише: муж и жена уединённо живут в полной гармонии друг с другом, но их покой прерывает появление странных гостей. Однако фильм настолько пронизан культурными отсылками и аллегориями, что назвать его банальным детективом или триллером нельзя. Выдающийся актёрский квартет Хавьера Бардема, Дженнифер Лоуренс, Мишель Пфайффер и Эда Харриса делает картину настоящим шедевром.

2017 год демонстрирует тенденцию к расширению границ детективного жанра. И кинематографисты, и зрители явно заскучали от бесконечных штампов и стремятся вырваться за рамки канона.

Из российского кинематографа

К сожалению, повторить успех гениального фильма Станислава Говорухина «Десять негритят» до сих пор не удалось ни одному режиссёру. Современный российский кинематограф предлагает скудный выбор детективных фильмов. Среди них можно отметить следующие:

«Владение 18», 2014 год

Окраина города, молодая пара заселяется в новостройку, а со временем обнаруживает, что все их соседи-новосёлы загадочным образом исчезают. Строго говоря, «Владение 18» – это не детектив, а мистический триллер, однако при ограниченном выборе этот фильм режиссёра Святослава Подгаевского сгодится для того, чтобы скоротать вечер.

«Юленька», 2009 год

Детективы, в которых преступления совершают дети, – редкость среди фильмов этого жанра. Только поэтому картина Александра Стриженова достойна просмотра. Действие происходит в гипотетическом провинциальном городке, далёком от российских реалий. Закрытая школа для девочек, уникальный ребёнок-вундеркинд и продвинутый столичный педагог – вот основа атмосферы и исходная точка сюжета. Фильм эмоционально тяжёлый и несколько раздражающий надуманностью, но достойный внимания любителей жанра.

В отличие от своих зарубежных коллег, российские режиссёры редко обращаются к рассматриваемому жанру в полнометражных картинах, и русский детектив, в основном, ушёл в сериальный формат.

ТОП-10 лучших детективов с непредсказуемой развязкой


Если задаться целью и выделить 10 самых часто упоминаемых детективов, можно составить следующий список:

  • «Зодиак», 2007 год, режиссёр Дэвид Финчер.
  • «Семь», 1995 год, режиссёр Дэвид Финчер.
  • «Остров проклятых», 2010 год, режиссёр Мартин Скорсезе.
  • «Тайное окно», 2004 год, режиссёр Дэвид Кепп.
  • «Багровые реки», 2000 год, режиссёр Матьё Кассовиц.
  • «Девятые врата», 1999 год, режиссёр Роман Полански.
  • «Начало», 2010 год, режиссёр Кристофер Нолан.
  • «Ночной рейс», 2005 год, режиссёр Уэс Крэйвен.
  • «Роковое число 23», 2007 год, режиссёр Джоэл Шумахер.
  • «Призрак», 2010 год, режиссёр Роман Полански.

Лучшие фильмы в жанре детектив отличаются не только непредсказуемостью финала. В них обязательно присутствует игра ума, элегантный тандем зрителя и создателя фильма, никак объективно не фиксируемый, но воспринимаемый на уровне тонких чувств.